О древнерусском золотном лицевом шитье (наш новый кружок!)
С 09.12.2017 начинает работу еще один кружок — по золотному лицевому шитью!
Этот кружок будет проходить по-субботам в помещении трапезной Живописная ул, 28с3 (здание светлого кирпича рядом с храмом, на фото — слева, вход — с обратной стороны).
Справки по тел.+7-915-248-21-32 (Инна)
Расписание кружка c 16.12.2017: по-субботам с 12:30-14:30
Приглашаются все желающие! И даже мужчины!
(Почему золотное шитье — подходящее занятие даже для мужчин, а также почему это интересный, хотя и необычный способ изучать историю Руси, Византии и других стран — в нашей статье ниже)
ЛИЦЕВОЕ ЗОЛОТНОЕ ШИТЬЕ НА РУСИ / ВЫСТАВКА В СЕРГИЕВОМ ПОСАДЕ
Изобразительное, или «лицевое» шитье, по примеру Византии стало развиваться на Руси в конце X века (с утверждением на Руси христианства как государственной религии; наряду с существовавшим издревле — орнаментальным шитьем). Содержанием произведений лицевого шитья являлись: библейские и евангельские сюжеты, а также лики святых и сцены их житий. Предметами лицевого и золотного шитья были плащаницы, хоругви, воздухи и судари, завесы царских врат, походные и домашние иконостасы, облачения духовенства, покровы и др.
Вышиванием занимались не только женщины, но и мужчины! Так было в Греции, на Афоне и в других центрах вышивки. На Руси — вышиванием занимались преимущественно женщины. А вот сам рисунок для вышивки обычно делали художники–иконописцы. В XVI-XVII вв. их называли знаменщиками, травщиками, словописцами.
Серебряные и позолоченные (золотные) нити были: пряденые, волоченые, сканые. Ими шили «на проем» (в раннее время), но чаще – «в прикреп», иногда по настилу из толстых льняных или х/б нитей, и пришивали цветными шелками, создающими при этом разнообразные швы и узоры. А фоном для вышивки служили однотонные ткани – камка, тафта, шелк, атлас, – под которые для крепости подкладывали холст или хлопчатобумажное полотно.
Древнерусские археологические памятники золотного шитья. Находки золотного шитья довольно часты. Так на Рюриковом городище под Великим Новгородом при раскопках было найдено скопление золотных нитей, некогда украшавших древнерусский парадный костюм. Золотными нитями или «битью» вышивали воротники и иногда нарукавники («поручьи») древнерусской одежды, украшали литургические облачения иерархов православной церкви и парадные облачения древнерусской знати.
Из чего делали нити для вышивки. Например, нити, найденные в городище, изготовлены из полосок фольги, намотанных на органическую основу, скорее всего, шелк. Толщина нити около 0,3 мм. В Средние века практиковалось несколько технологических приемов изготовления золотной нити. Ее делали из металлической (серебряной, золотой или позолоченной серебряной) фольги толщиной около 0,2-0,5 мм или из проволоки круглого сечения, накрученной на органическую основу.
Чаще всего ее навивали на крашеную шелковую или льняную нить. Подобная технология характерна для эпохи раннего средневековья и часто фиксируется среди находок в Гнездово, Шеставице, Пскове, на Рюриковом городище и Тимерево.
Мастерицы специально обучались художественному шитью и их труд ценился высоко. Мастерские художественного шитья («светлицы») имелись почти в каждом княжеском и боярском хозяйстве, в домах служилых и торговых людей, в женских монастырях. Во главе такой мастерской стояла сама хозяйка, нередко принимавшая непосредственное участие в работе. В зависимости от материального и служебного положения главы дома составлялся «штат» мастерской, иногда насчитывающий до 100 мастериц. В светлицах цариц вышиванием занимались жены и дочери служилых людей во главе с боярынями, а у служилых и торговых людей – простые крестьянки.
Известные памятники золотного и лицевого шитья, которые являлись вкладами великих князей, царей, князей и бояр в различные монастыри (например):
+ пелена св. Кирила Белозерского (вклад великого князя Василия III и Саломонии Сабуровой в Кирилло-Белозерский монастырь. Это – моление о «плоде чрева», с которым великий князь Василий III и его жена Саломония Сабурова ездили по монастырям);
+ покров св. Кирилла Белозерского царицы Марии Нагой (вклад 1592г. по царевиче Димитрии в годовщину его смерти). В это время Мария Нагая была уже старица – инокиня Марфа Никольского монастыря на Выксе;
+ покров св. Кирилла Белозерского, 1553г. (вклад царицы Анастасии Романовны: болезнь Ивана Грозного, смерть младенца Димитрия);
+ «въздух большой», 1565г. (вклад старицы Евдокии (Евфросинии Старицкой) в Кириллов монастырь).
Еще удивительные образцы золотного шитья можно увидеть в музее-сокровищнице РИЗНИЦЕ Троице-Сергиевой Лавры (много фото по ссылке). Ризница в данный момент закрыта на реставрацию, однако прямо напротив Лавры в Музее проходит ВЫСТАВКА, где представлены экспонаты в т.ч. из ризницы (на фото). Представлены: иконы, шитье шелком, золотными и серебряными нитями, драгоценные ткани, произведения ювелирного искусства, книги, документы, археологические памятники, живопись, графика. В том числе дары представителей царской династии, начиная с вкладов первого государя из рода Романовых — Михаила Федоровича. Целый ряд представленных произведений живописи и шитья экспонируется после долгого пребывания в фондах, некоторые представляются впервые! (Выставка продлится до конца декабря 2017г).
Чтобы начать обучаться золотному и лицевому шитью — не обязательно иметь какие-то специальные таланты! В отличие от работы иконописца или художника (возможно только немножко усидчивости :). Зато в процессе обучения происходит, и освоение символов в иконописи, и понимание символического значения цвета, появляется знание истории разных направлений/школ (мастерских), история происхождения тканей и материалов (в т.ч. история европейского и древнерусского костюма). А также умение видеть художественные особенности памятников лицевого шитья. А работа над образами святых — безусловно, предполагает, что человек хорошо изучит житие этого святого и молитвенно будет обращаться к его помощи.
Золотное лицевое шитье — это и изучение истории, и древнерусская, византийская техника, и просто — очень интересное занятие!
Приглашаем Вас в наш кружок!
Дополнительно:
+ Воскресный Библейский кружок (ответы священника на вопросы, чтение и изучение Священного Писания)
+ Ризница Троице-Сергиевой Лавры: museum-sp.ru/exposure/riznitsa-troitse-sergievoy-lavry
+ Выставка: museum-sp.ru/exhibition/all/prepodobnyy-sergiy-pomoshchnik-vsemu-gosudarstvu-i-gosudaryam-rossiyskim
+ Троице-Сергиевая Лавра: stsl.ru
+ Выставка золотного лицевого шитья от нашего храма (17.12.2017)
—
(эта статья подготовлена редакторами сайта с использованием информации с сайтов pravmir и других (1, 2), если вы нашли ошибку, пожалуйста, сообщите!)
Просмотров (336)