Проповедь в неделю по Рождестве

Проповедь в неделю по Рождестве

Приводим проповедь отца Алексея Веретельникова, произнесённую в нашем храме в воскресенье после Рождества (12 января 2020г):
Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим с вами о бегстве Христа в Египет.
И сердцевиной этого чтения является ужасное повествование о том, как Ирод умертвил огромное количество младенцев, пытаясь убить Христа. И перед нами в Евангельском прочтении ставится очень глубокий и очень важный вопрос. Вопрос, который так часто можно услышать от людей даже верующих, даже тех, кто посещает храм, которых это горе касается лично. Почему в этом мире не только так часто торжествует зло, но и, что хуже, страдают и умирают дети; насилие часто торжествует над человеческой
справедливостью, правдой и добром?Действительно, вопрос очень глубокий. Этот вопрос способен человека подвигнуть к истине, к Богу, или, напротив, ожесточить своё сердце и навсегда отвратить свой взор от Бога. Вопрос, на который, наверное, нет полновесного ответа. Ответ будет дан тогда, когда мы предстанем перед Христом и сможем всё у Бога спросить напрямую. «А почему дети умирают? А почему вот это, вот это и вот это было в моей жизни?» Но нужно отметить, что, конечно, сперва вопросы будут у Христа к нам. Это тоже очень важно понимать.Но, тем не менее, неужели наше христианство может быть безучастным в этом вопросе? Конечно это не так. Наверное, главным ответом на этот вопрос и на подобные вопросы является Сам Христос, является Сам Бог, Который для нас является не только судьёй, не только Творцом нашим, законодателем этого мира, но и Бог, имя Которому — Любовь. Бог, Который стал человеком. Бог, который разделил с нами не только радость этой жизни на земле изгнания, но и боль, и скорбь. Бог, Который Сам прошёл врата бессмертия, чтобы даже в смерти мы были не одиноки. Наверное, это самый полновесный ответ, который только может быть.Конечно, это то, что мы постигаем умом. Сердце может далеко отстоять. Ну, хорошо так рассуждать, да, в теории, когда эта беда не касается тебя лично. Да, можно пофилософствовать, порассуждать, но когда Господь зовёт на крест — вот оно начинается испытание веры. Это не только испытание когда в семье (не приведи Господь!) нечто подобное испытываем, но даже в рамках прихода. У нас одна девочка болеет тяжело, и, судя по всему, всё очень безнадёжно. Пока точка не поставлена, но прогнозы неутешительные.
Как вот верить в Бога? Это настоящее испытание веры, конечно же.

Но мы должны понимать, что, как ни странно, Господь присутствует всегда в первую очередь там, где боль, где страдания, где несправедливость, где царствует смерть. Такой пример, может быть, субъективный, но приведу. Вот одна женщина находилась в заключении по ложному обвинению. Как у нас принято, «козлом отпущения» сделали. Конечно она хотела освобождения, и, слава Богу, всё получилось, Господь милостив. Но первый вопрос, который она мне задала как священнику, когда вышла из тюрьмы: «А где Бог? Я Бога
не чувствую. Батюшка, что случилось? Я вроде не грешила, где Бог?» Вот такой субъективный пример, который помогает понять существо происходящего. Господь там, где страдания. И на самом деле видеть Бога даже посреди того ужаса, который творится в этом мире, может помешать только наше чёрствое, неверное, грязное сердце.

Поэтому, друзья, мы не должны с вами отчаиваться и унывать, даже когда видим, как вновь и вновь в этом мире распинают Бога. Свой взор мы должны обращать на крест Христов. И в нём черпать силы, утешение. Потому что, к сожалению, до времени (а может быть, и к счастью, мы не знаем всего промысла Божия), но до времени Господь содержит этот мир ещё до дня Страшного Суда. Часто мы говорим: «Где Бог, где справедливость?» Но возьмём даже уголовный порядок: совершилось преступление, поймали преступника. Проходит ещё время, и только начинается суд. Часто даже следствие может длиться два года или больше. Наказание не сразу настигает в этой земной жизни преступника. Такую аналогию мы можем провести — так и и по Своему особому промыслу Господь суд отводит на последний день этого мира. Но он состоится. И хотя Слово Божие нам говорит, ещё в Ветхом Завете, что Господь отложил день суда, и это даёт многим возможность, отбрасывая страх Божий, совершать преступления. Тем не менее, суд Божий будет, и правда восторжествует — подобно тому, как воскресение Христово озарило всю вселенную.

И на самом деле у нас, христиан, должно быть другое отношение к страданию, смерти. На самом деле у нас есть две мотивации всегда (то есть человеку важно понять, за что он страдает, за что несёт то или иное
испытание): за грехи, ради Христа. Мы грешные, и даже дети уже приходят в этот мир уже заражённые первородным грехом. Вот говорят часто: «дети — они безгрешные». Такая практика — у нас детей обычно до семи лет не исповедуют. Ну, кто с детьми имел дело (а мы все имели дело, да?) — в четыре года, в пять, даже в три года — он вредничает, он завидует, он обижается. Да, он сам этого ещё не осознаёт. Это первородный грех в нём говорит, но тем не менее. Единый безгрешный был только Христос. И что мы делали с ним и делаем? Распинаем Его своими грехами. Поэтому и не должны мы удивляться и соблазняться и кричать: «а где вот Бог?» — Бог на кресте. И иногда Господь не радость нам даёт, а возможность сострадать Ему. И наша боль тогда становится не только личным испытанием, но и тем, что облегчает ношу Христа за род человеческий.

Поэтому постараемся не искушаться, не отчаиваться, не унывать, не соблазняться, не грозить в небо кулаком: «где Бог?», видя смерть детей или видя ту или иную несправедливость этого мира. Но постараемся, взирая на крест Христов, мужественно претерпевать, если нужно будет Богу для чего-то, искушения, испытания веры. И возрасти, остаться со Христом, пусть даже сораспятым Ему. Но не отвернуться от Него. Да, это предмет веры, но предмет веры опытной. Веры, которая постигается чистотой
сердца. Веры, которая постигается не просто каким-то там еженедельным (пришли в храм, а потом всё остальное время живём как обычно), а ежечасным, ежеминутным предстоянием Христу. Этому, конечно, нужно учиться, но каждую свою минуту жизни мы должны перед крестом Христовым проводить. Тогда на самом деле благочестия в нас прибавится, добродетели прибавиться, веры (самое главное!) прибавится. Пусть Господь поможет нам в этом, а мы будем, друзья, давайте с вами стараться. Помоги Господи!

Просмотров (80)